Пятница, 03.05.2024, 01:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Значение занятий хореографии в формировании личности ребенка.

    Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества, происходящие в последнее время, привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности.                                                     

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство. Традиционно в образовательную область «Искусство» входили музыка и изобразительное искусство, мировая художественная культура. В последнее время к ним добавился такой популярный и широко распространённый вид искусства, как хореография.

Искусство танца несет в себе следующие педагогические возможности

 1) искусство хореографии - важный элемент мировой культуры,

 2) искусство танца доступно для изучения любому ребёнку независимо от его природных дарований и возраста,

3) в хореографии заложен огромный воспитательный и обучающий потенциал, практически не использующийся в общеобразовательной школе.

 

В целом, преподавание танцев явление не новое для наших школ. Но в основном их преподавание ограничивается введением уроков ритмики в начальном звене, а с 5 по 11 класс, в лучшем случае, факультативно.

В тоже время при достаточно большом количестве пособий и методических разработок по хореографии, весьма ограниченно представлено ее программно-методическое обеспечение как предмета общеобразовательной школы.

Самой распространенной является программа курса «Ритмика и бальные танцы» Е.Н. Мошковой (1997 г.), рассчитанная на 7 лет и может преподаваться с 0 по 7 класс. Основной недостаток этой программы в том, что она построена исключительно на основе бальной хореографии, не используя возможности народного, историко-бытового или классического танцев, не учитывает интересы и возрастные особенности учащихся среднего звена. Достоинством этой программы, на наш взгляд, является возможность ее использования в течение длительного периода времени в режиме урочных и факультативных занятий для учащихся с 1 по 11 класс.

          Учебное пособие с программой, примерами упражнений и тематическим планированием «Ритмика. Музыкальное движение» Рудневой С.Д. и Фиш Э.М. (1972 г.) рассчитано на дошкольников и младших школьников. Недостаток этого пособия в том, что основной упор сделан на музыкально-ритмическом развитии детей, а физическому развитию учащихся особого внимания не уделяется - нет специальных упражнений для укрепления осанки, развития гибкости, растянутости и т.д. Кроме того, пособие предназначено только для начальной школы с трёхлетним сроком обучения.

         Т.Ф. Коренева в авторской программе « В мире музыкальной драматургии» (1999г.) использует музыкально-ритмический материал, разнообразные композиции историко-бытового, элементы парного, бального и современного танцев, уделяет внимание танцевальной импровизации. Большое внимание уделяется развитию музыкальности, совершенствованию художественно-творческих способностей, воспитанию инициативы и самостоятельности. Недостатком программы является то, что она рассчитана только на дошкольный и младший школьный возраст.

         Е. Фокина в свою авторскую программу для общеобразовательной школы «Ритмика и танец» (2000г.) включила следующие разделы: общеразвивающие упражнения, элементы классического и народного танцев. Основой же программы является изучение историко-бытовой хореографии. Курс обучения рассчитан на 7 лет. Недостатком программы, на наш взгляд, является полное отсутствие раздела, посвященного бальной хореографии. А изучение современного танца предполагается только в старшем звене и факультативно.

         Значительно шире представлены программы Министерства культуры по классическому, народному, бальному танцам для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств, различные методические разработки для хореографических кружков. Но в силу большого различия в  количестве часов, отводимых на знакомство с хореографическим искусством в общеобразовательной школе и школе искусств, и ряда других объективных причин, использование этих программ в общеобразовательной школе не является возможным.

         Существует ряд программ по ритмике для начальных школ коррекционно-развивающего обучения (О.В.Гаврилушкина и Н.Д.Соколова, Н.А.Цыпина). Они ориентированы на коррекцию детей с задержкой психического развития. Основной акцент в этих программах делается на музыкальную составляющую (слушание, ритмические упражнения со звучащими инструментами) урока ритмике. Танцу же, как таковому уделяется меньше времени. Авторы этих программ отмечают положительное влияние урока ритмики на развитие двигательных навыков, мышления, внимания, памяти, воспитание положительных качеств личности, отмечают и обосновывают тесную связь ритмики с уроками музыки и физической культуры.

          Значительно чаще в периодической печати и в INTERNET предлагаются разработки для хореографических кружков и студий различного направления. Некоторые из этих программ можно успешно использовать в качестве основы для проведения уроков хореографии в школе, но основными их недостатками являются отсутствие чётких возрастных градаций и то, что рассчитаны эти программы, как правило, на 3-4 года работы. Программ, выстроенных подобно программам по музыке и изобразительному искусству с 1-го по 9-й (а то и по 11) классы и охватывающих различные направления хореографического искусства, нет. Тогда как урок хореографии в общеобразовательной школе может стать тем недостающим звеном, которое поможет гармонизировать учебно-воспитательный процесс.

Специфичность уроков хореографии в общеобразовательной школе отмечается всеми, кто когда-либо занимался этим вопросом (Е.Н Мошкова, С.В. Кононова, Н.Б. Панасюк, Е. Фокина и другие). Выделяются две основные проблемы:

 1) ограниченность времени (обычно 1, а то и  - 0,5 часа в неделю);

 2) хореографией занимаются все дети без учёта их способностей и интересов.    Стремясь к максимальной эффективности уроков в условиях ограниченного времени, мы вынуждены были осуществить строгий отбор содержания материала, предлагаемого к изучению, постоянно проверяя эффективность отбора на практике. Основными критериями отбора движений служили возрастные физиологические и психологические особенности детей и уровень влияния этих движений на формирование правильной осанки, развитие координации, воспитание художественно-эстетического вкуса, формирование основ индивидуальной танцевальной культуры на разных этапах обучения.

         В процессе работы над программой «Ритмика и современные танцы» из всего многообразия практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, мы попытались выделить движения народного, современного и историко-бытового танцев, наиболее интересные, влияющие на разностороннее развитие личности и доступные для освоения детям, не обладающим хореографическими способностями.

Мы включили в программу элементы аэробики, народного, историко-бытового, бального и современного танцев, которые могут усвоить учащиеся в условиях ограниченного времени и которые смогут наиболее повлиять на постановку корпуса, рук, ног, головы ученика, научить приёмам правильного дыхания, развить свободу и грациозность движений, улучшить их координацию. Мы стремились подобрать такой танцевальный материал, который был бы интересен конкретной возрастной группе учащихся не только образом, содержанием, музыкальным материалом, но и современным подходом и характеру исполнения танца. Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы способствуют гармоническому развитию личности.

Компиляционная программа «Ритмика и Современные танцы» предназначена для преподавания основ хореографического искусства со второго по восьмой класс в режиме учебных занятий. Она разработана на основе программы Мошковой Е.И. «Ритмика и бальные танцы» для начальной и средней школы, «Ритмика и танец» для отделений общеэстетического образования и хореографических отделений школ искусств и на основе личного опыта работы педагогом хореографом. На основе программы Мошковой Е.И. составлен раздел «Бальные танцы». Из программы для детских школ искусств нами взяты элементы историко-бытового и народного танца. Нами внесены в программу разделы «Современный танец», включающий в себя хип-хоп, хастл, брейк, фанк и R&B и раздел «Танцевальная аэробика».

         Актуальность данной программы мы видим в ориентации на возрастные особенности и интересы детей.

         Основные задачи курса:

 1. дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике;

 2. использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового, бального и народного танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;

 3. использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;

 4. обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;

 5. обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами  народного,  бального и современного танцев, воспитать культуру движения;

 6. увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.

         Весь курс разбит на две части: подготовительную - «Ритмика» (начальная школа) и основную - «Современный танец» (с 5-го по 8-й классы).

Первая часть программы, «Ритмика», включает ритмические упражнения, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, движения под музыку. Эти упражнения учат детей вслушиваться в музыку, различать её выразительные средства, формируют умение согласовывать движения с музыкой.

В программу ритмики мы включили упражнения и движения народного, бального  и современного танцев. Эти танцы доступны детям 7-10 летнего возраста и  способствуют формированию осанки учащихся, правильной постановки корпуса, ног, рук, головы, развивают физические данные, координацию движений, тренируют дыхание, воспитывают эмоции, вырабатывают навык ориентации в пространстве.

Вторая часть программы, «Современный танец», рассчитана на преподавание хореографии с пятого по восьмой класс. В основу построения программы положен исторический принцип, дающий основу тесной связи и синхронизации учебного материала предмета с содержанием общеобразовательных предметов гуманитарного цикла. Целью данного курса является привитие детям танцевальной культуры через знакомство с образцами хореографического искусства разных времён и народов, расширение на этой основе их исторических знаний и представлений, воспитание нравственных основ на примерах взаимоотношения партнёров в народных и бытовых танцах, воспитание потребности физической активности.

 Курс содержит следующие разделы:

 - общеразвивающие упражнения (разминка);

- основы танцевальной аэробики;

- элементы историко-бытового танца;

- бальные и современные танцы.

В результате занятий по курсу хореографии у детей:

- возрастает уровень моторной памяти, что проявляется в меньшем количестве повторений, необходимых для запоминания танцевальных движений;

- формируется навык сохранения правильной постановки корпуса, рук, ног, головы во время занятий;

- возрастают показатели гибкости позвоночника, подвижности суставов, эластичности связок (в том числе по результатам пробы «наклон в перед»);

- возрастает умение координировать работу головы, корпуса, рук, ног;

- воспитываются навыки ориентировки в классе и основные направления движения, что отслеживается по скорости и точности выполнения упражнений на перестроение, в умении использовать пространство зала относительно зрителя;

-  улучшается чувство ритма (умение воспроизводить ритм по образцу и отображать ритм незнакомого музыкального произведения, определять начало и конец музыкальной фразы);

- формируется умение распознать и передать движением характер музыки (грустный, весёлый, торжественный и так далее);

- имеется представление об этике работы в паре (уважение, бережное отношение к партнеру, взаимопомощь).

- сохраняется высокий уровень двигательной активности на протяжении всего урока.

         Заметные изменения происходят под влиянием занятий танцем по всем показателям в большей или меньшей степени.

         Таким образом, в ходе работы в целях выявления и анализа влияния хореографии на формирование, прежде всего, тех сторон личности, на которые оказывают недостаточное влияние традиционные школьные предметы и которые позволяют говорить об уровне гармонизации общего развития ребёнка, нами был сделан вывод, что под влиянием занятий улучшаются показатели:

- общефизического и двигательного развития;

- музыкально-ритмического и эмоционального развития;

- развития моторной и слуховой памяти.

Происходит личностный рост, повышается самооценка (что достигается при помощи создания «ситуации успеха»).

          Теперь уже объективно доказано, что правильное формирование двигательной сферы ребенка является фундаментом для гармоничного развития личности, для наивысшего раскрытия и проявления потенциальных возможностей каждого человека, его способностей и талантов. Занятия хореографией открывают для этого огромные возможности,  в сочетании с ее системой занятий в целом, в сочетании со специально подобранными целенаправленными комплексами упражнений, элементами игры, специальной одеждой – формой для занятий, музыкальным сопровождением, хорошим уютным залом. То есть всем тем, что особенно привлекательно для детей.

 



Категория: Мои статьи | Добавил: Инна (22.01.2012)
Просмотров: 4368 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 1
1 SergscetE  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/vozvedenie-metallokonstruktsiy-promyshlennykh-zdaniy/>подготовительные работы для металлоконструкций</a>

Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск